Тигра́н (арм. Տիգրան, греч. Τιγράνης, лат. Tigranes) II Вели́кий; (140 год до н. э. — 55 год до н. э.) — царь Великой Армении, крупный полководец и завоеватель эпохи Эллинизма, правивший в 95 — 55 гг. до н. э. Внук Арташеса I.
Тигран Великий был сыном Тиграна I, младшего сына основателя династии Арташесидов Арташеса I . Родившись около 140 года до нашей эры, Тигран в молодости провёл долгие годы в качестве заложника при дворе царя Митридата II Парфянского, нанёсшего армянам тяжелейшее поражение в 105 году до н. э. После того, как в 95 году до нашей эры царский трон опустел (по одним источникам, после смерти дяди Тиграна II, царя Артавазда I, не оставившего наследников, по другим — в связи со смертью царя Тиграна I, отца Тиграна II), Тигран выкупил свою свободу у парфян, отдав им 70 плодородных долин в районе современного северо-восточного Ирана и был возведен парфянами на армянский трон.
Он взошёл на армянский трон в благоприятный момент. Римское могущество в Малой Азии было сильно подорвано военными победами Митридата Евпатора, царя Понтийского, который укрепил свою власть над всем Черноморьем и грозился вообще изгнать римлян из Азии.
Сам Рим был на пороге гражданской войны между фракциями Мария и Суллы. В Сирии династия Селевкидов находилась на грани анархии и краха. В Парфии после смерти Митридата II началась смута.
Взойдя на трон, Тигран немедленно приступил к расширению своих владений. В 94 году до н. э. Тигран присоединил к своему государству соседнюю Софену, а после, в том же году и Кордук (Кордвац) .
Тигран II был последователем маздаизма, разновидности зороастризма.
В 94 году до н. э. Тигран заключил военно-политический союз и породнился с понтийским царём Митридатом VI, женившись на его дочери Клеопатре. Согласно этому договору, покорённые города и области Каппадокии должны были достаться Митридату, пленные же и движимое имущество — Тиграну. Цари также условились, что Тигран подчинит себе Сирию и территории на востоке, вглубь Передней Азии, а Митридат — Малую Азию.
Война с Каппадокией началась в 93 году до н. э., каппадокийский царь Ариобарзан I сразу же бежал в Рим, и Тигран II посадил на его место Гордая. Эта военная кампания привела Тиграна к конфликту с римскими интересами и явилось первым военным противостоянием с Римской империей, которое закончилось для Тиграна безрезультатно. В 92 году до н. э., посланный римским сенатом полководец Луций Корнелий Сулла вытеснил вторгшуюся в Каппадокию армянскую армию полководцев Багоя и Митриаса и восстановил Ариобарзана I на каппадокийском престоле. Однако многие каппадокийцы, насильно переселённые в Армению и составившие значительную часть населения новой армянской столицы, не смогли вернуться на родину.
После похода в Каппадокию Тигран решил расширить своё царство за счёт соседних кавказских областей. В 91—87 годах до н. э. в состав Армении вошли соседние территории Иберии и Кавказской Албании. Таким образом Тигран создал необходимые предпосылки для схватки с основным соперником — Парфянской империей.
Следующая военная кампания, по свидетельству Плутарха и других эллинистических авторов, приводит к покорению парфян
Плутарх сообщает следующее:
Когда Тигран начинал, его возможности и планы были совсем ничтожны, а теперь он покорил множество народов, сломил, как не удавалось еще никому другому, мощь парфян и переполнил Месопотамию греками, которых он во множестве насильно переселил туда из Киликии и Каппадокии. Из других народов он согнал с прежних мест также кочевые племена арабов, которых поселил поближе к своей столице, чтобы использовать их для торговых надобностей
В 88 г. до н. э. Тигран начал успешную войну на востоке против царя Парфии Готарза I I (91 до н. э. — 81 до н. э.), бывшего внуком парфянского царя Фрияпата. Прежде всего отвоевал у парфян обратно 70 долин,
уступленных им в качестве выкупа за свое освобождение. Также была взята область Ахбак в Атропатене. После этого Тигран совершил поход против Адиабены и подверг опустошению районы Ниневии и Арбелы. Покорив все эти области, он двинулся на юг и захватил летнюю резиденцию парфянских царей город Экбатаны. После этого царь Парфии Готарз I] по свидетельству Юстина, Страбона и других эллинистических историков отказался от титула "царь царей" в пользу Тиграна. После чего, некоторое время монархи Парфии титуловались просто как "царь Парфян". Это подтверждают нумизматические данные.
Страбон следующим образом описывает завоевания Тиграна в Парфии :
…Вначале он жил заложником у парфян; затем ему удалось получить от них дозволение вернуться на родину, причем парфяне взяли выкуп — 70 долин в Армении. Потом, усилив свое могущество, Тигран не только отнял у парфян эти области, но даже опустошил их собственную страну — области около Нина и Арбел. Далее, он покорил властителей Атропатены и Гордиеи и с их помощью остальную часть Месопотамии
После победы Тиграна над парфянами его власть над собой признали кочевые арабские племена, жившие в южной Месопотамии на берегу Вавилонского моря (Персидского Залива). Вожди сако-массагетских племен, обитавшие в районе Аральского моря, прислали послов ко двору Тиграна для заключения союза.
В период политической гегемонии Армении в Передней Азии на парфянском престоле, в соответствии с имеющимися нумизматическими данными, сменились следующие монархи: Готарз I (91 до н. э. — 81 до н. э.), Ород I (80 до н. э. — 77 до н. э.), Сантрук (77 до н. э. — 70 до н. э.), Фраат III (70 до н. э. — 57 до н. э.). Десятилетия спустя Гней Помпей Великий, выступая арбитром между Тиграном II и своим союзником царем Парфии Фраатом III (70—57 гг. до н. э.), сохраняет козалось бы вновь перешедший к парфянам титул "царя царей" за Тиграном .
За год до указанных событий в 67 году д.н.э. вторгшаяся в Армению и пришедшая на помощь мятежному армянскому царевичу, восставшему против Тиграна, парфянская армия была вновь разгромлена и обращена в бегство армянским монархом.
Перейдя реку Тигр, Тигран II захватывает города Эдессу и Нисибис. Только река Евфрат разделяла его владения от стран, находившихся под властью Селевкидов. На западном направлении Тигран II не встретил сопротивления. А после взятия Коммагены, армянские войска беспрепятственно вошли в Сирию. Падение государства Селевкидов, отстранение правящей династии Селевкидов представителями местной аристократии, поставили вопрос о власти в бывшем государстве Селевкидов. Поначалу на трон Селевкидов предполагалось пригласить египетских Птолемеев или Митридата VI Евпатора, Однако кандидатура Тиграна II оказалась предпочтительнее. В 83 году до н.э. в столице Селевкидов — Антиохии, царь царей Тигран II Великий был провозглашен царем Сирии. Армянские войска продолжили наступление на южном направлении, захватив Ливан (Финикию), они подошли к границам Палестины.
В 71 году до н. э., войска Тиграна разбили армию царя набатеев Арету III, и вновь захватили восставшие финикийские города. Кроме того, было покорено Иудейское царство. В соответствии с армянскими и еврейскими источниками, армяне взяли в плен множество евреев. 10 тыс. из них царь переселил в Армению и поселил в городе Армавир и в селении Вардкес на берегу реки Касах. Еврейские семьи, угнанные в Армению, поселились также в городах Арташат, Вагхасабат, Ервандашат, Зарехаван, Заришат, Ван, и Нахичевань. По свидетельству Аппиана владения Тиграна простирались до Синая и Красного моря.
Наиболее крупные реформы Тиграна выразились в основании им города Тигранакерта и в проведении политики насаждения и развития в Армении эллинизма и эллинистической городской культуры. Позаботившись об организационной структуре своего царства, Тигран начал строить свою столицу Тигранакерт (близ нынешнего Фаркина в Южной Турции), которая должна была стать политическим, культурным и экономическим центром нового государства. Прежняя столица Артаксата (Арташат) на реке Аракс и столица Селевкидов Антиохия не удовлетворяли его целям, поскольку находились, соответственно, на северо-восточных и западных границах его новообретённой империи. Антиохия и другие крупные города Сирии имели ещё тот недостаток, что могли привести к отрыву Тиграна от его базы в Армении, которая продолжала быть основой его власти и военных успехов.
Греческие и римские историки, описывающие кампании Лукулла в Армении и овладение Тигранакертом, дали подробные сведения об этой новой столице. Согласно Аппиану, Тигранакерт был окружён стеной в 50 кубитов высотой, которая была столь широкой, что внутрь её были встроены конюшни для лошадей. Неподалеку от городских стен, снаружи, располагался царский дворец, вокруг которого были созданы охотничьи парки и пруды для рыбной ловли. Ещё поблизости был выстроен сильно укреплённый замок. В «Анналах» Тацит описывает Тигранакерт, как «город, располагавший многочисленными защитниками и мощными стенами. К тому же часть городских укреплений обтекает довольно широкая река Никефория, а там, где её течение не обеспечивает надежной защиты, вырыт огромный ров». Однако сам город, в отличие от древних Ниневии или Вавилона, был довольно компактным. По всей видимости, и по плану, и по своему торгово-ремесленному характеру он был непохож на обычные эллинские города Малой Азии и Сирии.
Кроме стольного города Тигранакерта, построенного в провинции или губернии Алдзник, великий царь основал еще 6 городов, носящих своё имя: один из них — в провинции или губернии Арцах, второй — в провинции или губернии Утик, третий — в уезде Гохтан или Голтан губернии Сюник, остальные в Северной Месопотамии, в Мидии, и в других областях и краях своей обширной Державы.
Для противодействия господствовавшему иранскому влиянию и в целях дальнейшей эллинизации старого быта, в Тигранакерт было переселено большое количество населения покоренных эллинистических городов. Также Тигран поощрил большое число евреев переселиться сюда, а также насильно переселил в Тигранакерт жителей разорённых городов Каппадокии и Коммагены, которые были им покорены около 77 года до нашей эры. Страбон пишет: «Тигран, царь армянский, поставил их в тяжёлое положение во время набега на Каппадокию; царь изгнал всех мазакенов в Месопотамию, составив из них население Тигранакерта. Впоследствии, после взятия Тигранакерта, те, кто был в состоянии, вернулись на родину».
В другом месте своей «Географии» Страбон утверждает, что Тигран переселил в свою столицу жителей 12 греческих городов, в то время как Аппиан оценивает число насильственно переселённых из Каппадокии и Киликии в 300 тысяч. Плутарх упоминает, что кроме греков из Киликии, Тигран перевёл в Тигранакерт население разорённых районов Адиабены, Ассирии, Кордуены и Каппадокии: «Из других народов он согнал с прежних мест также кочевые племена арабов, которых поселил поближе к своей столице, чтобы использовать их для торговых надобностей.». Плутарх добавляет также, что «Тигранокерты изобиловали сокровищами и дорогими приношениями богам, ибо частные лица и правители наперебой расширяли и украшали город, желая угодить царю.».
Родство с Митридатом VI Евпатором вовлекло Тиграна в войну с римлянами. Осенью 73 года до н. э. войско Лукулла вступило в Понтийское царство, а в 72 году до н. э. Митридат, окончательно побеждённый римлянами в битве под Кабирой, был вынужден искать защиты у Тиграна, который отказался его выдать. По мнению армянского историка Я. А. Манандяна Тигран не только не готовился к войне с римлянами, но и был занят исключительно продолжением строительства Тигранакерта. Этот оптимизм и бездействие Тиграна во время Третьей Митридатовой войны, по мнению Я. А. Манандяна, стало его крупной политической ошибкой, повлёкшей за собой роковые последствия для его государства. Тигран не должен был допустить, в собственных же интересах, крушения Понта и должен был еще до сражения под Кабирой оказать своему тестю, Митридату VI, помощь, предоставив ему вспомогательные войска.
В 69 году до н. э. римский полководец Лукулл форсированным маршем прошёл через Каппадокию, переправился через Евфрат и вторгся в Армению. Римляне успешно форсировали Тигр и подошли к Тигранакерту. Стражи Тигранакерта под руководством Манкея успешно отбивали атаки Лукулла. По словам римского историка Диона Кассия, защитники города причинили римлянам серьезный ущерб стрельбой из луков, а также тем, что облили нефтью и подожгли их осадные машины. Поход Лукулла был настолько стремительным, что Тигран узнал о нём с большим опозданием. В это время Тигран Великий был в Арташате, а основные войска армян в Палестине и на севере Аравии. Едва пришла весть о начале войны, как враги уже подступили к стенам его столицы. Когда Тигран узнал о вторжении Лукулла в Армению, он выслал вперёд отряд из 3 тысяч всадников (Аппиан сообщает о 2-тысячной коннице) под руководством Меружана (Плутарх и Аппиан называют его Митробарзаном), приказав ему задержать продвижение римлян, однако Меружану этого сделать не удалось. По словам Аппиана, при первом же столкновении Лукулл тотчас же обратил в бегство Митробарзана, тогда как Плутарх сообщает, что Митробарзан пал с оружием в руках во время сражения. Оставив сильный гарнизон в Тигранакерте, Тигран отправился собирать войско по областям Армении. Непосредственно сражение с римлянами произошло 6 октября 69 до н. э. вблизи Тигранакерта. Сведения о численности войск Лукулла и Тиграна, участвовавших в сражении, черпаются из древних римских и малоазиатских источников. Так, оценивая количество войска Лукулла, римские источники, Плутарх и Фронтин, сообщают о 14—15 тысячах воинов. Войско Тиграна по оценке Плутарха и Аппиана составляло 265—300 тысяч, согласно Мемнону и Флегону Тралльскому — 70—80 тысяч воинов. Изначально борьба была равной, однако скрытая Лукуллом римская кавалерия решительно атаковала многочисленные, но весьма пестрые, войска Тиграна. После чего огромные разноплеменные силы армянского царя обратились в бегство. Сам город Лукуллу взять штурмом не удалось. Ворота столицы Великой Армении были предательски открыты находящимися в Тигранакерте греческими наёмниками, а также восставшими массами, согнанными армянским царем царей со всех окраин его огромной империи. В результате огромный и богатый город стал добычей римлян и был разграблен. Эллинистические авторы приводят данные, говорящие о величайшем богатстве армянской столицы, позволившем в будущем Лукуллу устраивать знаменитые и поражавшие современников «Лукулловы пиры».
Битва при Артаксате произошла в 68 году до н. э. между войсками Римской Республики и Армянского царства близ Артаксаты (совр. Арташат). Римлян возглавлял консул Луций Лициний Лукулл, предводителем армян был Тигран II, который укрывал царя Митридата VI Понтийского. Войска Лукулла были разбиты и выбиты из Армении.
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 15 марта 2013 года. |
B 68 году до н. э. произошла битва при Арташате, итоги которой оцениваются по разному. При этом итогом сражения и последующей борьбы стало то, что римлянам не удалось занять «армянский Карфаген» — город Арташат. С приходом зимы они были вынуждены довольствоваться захватом Нисибиса в Месопотамии. После чего измотанные силы Лукулла были изгнаны из Армении. Примечателен факт того, что в армянском предании и национальной историографии практически не отразились события, связанные с Лукуллом. Так, Мовсес Хоренаци в одном предложении сообщает о неком разбойнике по имени Бадул, который грабил армянские города и земли, но пришел Тигран и прогнал его.
Изгнав римлян из своих владений, престарелый армянский монарх организовывает новый масштабный поход в Малую Азию. В результате этого похода армянскими силами были освобождены многие владения Понтийского Царства, а военачальники Фабий и Триарий, оставленные Лукуллом на понтийских землях, разгромлены. В итоге сенат снял с должности главнокомандующего Лукулла.
Плутарх сообщает следующее :
Триарий из честолюбия захотел, не дожидаясь Лукулла, который был близко, добыть легкую, как ему казалось, победу, но вместо этого потерпел крупное поражение: как передают, в битве полегло более семи тысяч римлян, в числе которых было сто пятьдесят центурионов и двадцать четыре военных трибуна
.
Тем временем, воспользовавшись армяно-римской войной, против господства Армении выступили парфяне, подстрекаемые Римом. Тигран вновь разгромил их войска и обратил в бегство. Казалось ситуация благоприятствовала Тиграну. Однако в 66 году до н. э. новый римский полководец, Гней Помпей Великий, к которому за помощью обратился младший сын Тиграна II, восставший против своего отца, привёл в Армению 50-тысячное войско. Митридат же был окончательно разбит римлянами, бежал в Боспорское царство и там покончил жизнь самоубийством. Тигран II оказался не в состоянии вести войну сразу против двух могущественных держав — Рима и Парфии. К тому же против него восстала и часть армянской знати, а также население многих завоеванных армянским царством стран и городов. В связи с этим армянскому царю пришлось подписать в 66 году до н. э. договор с Помпеем, по которому Тигран сохранил за собой лишь Армянское нагорье и часть земель, захваченных у Парфии. Кроме того, он получил восточную часть Малой Армении, принадлежавшей до того Митридату VI. Сирия, Коммагена и Киликия попали под власть Рима. Тигран II выплатил 6 тыс. талантов контрибуции, сохранил за собой титул царя царей и был провозглашён «другом и союзником римского народа» (socius et amicus populi Romani), что обеспечивало ему защиту Римской империи от посягательств парфян. Из состава Великой Армении Помпей выделил Софену, которая вначале была отдана Тиграну Младшему, а потом, когда Тигран Младший оказался недостаточно послушным Помпею, была передана царю Каппадокии.
Потерпев поражение от Рима и Парфии в борьбе за статус мировой державы, Армения на протяжении длительного времени продолжала оставаться сильным государством. Римский историк I века н. э. Гней Помпей Трог так описывает Армению:
Нельзя обойти молчанием столь большое царство, так как размеры его, после Парфии, превосходят величиной все остальные царства. А именно: Армения простирается от Каппадокии до Каспийского моря на одиннадцать сотен тысяч шагов; в ширину же протяжение её семьсот тысяч шагов.
Так же и римский историк III н.э Юстин отмечал, что Армения являлась третьей страной по влиянию после Рима и Парфии
Последние 10 лет правления Тиграна II были мирными, а также в эти годы, по причине его преклонного возраста, править ему помогал его сын, будущий царь Армении Артавазд II . Тигран II умер в 55 году до н. э. в возрасте 85 лет.
В 17–18 веках, многими западноевропейскими композиторами было создано более двух десятков опер, посвященных,царю Армении – Тиграну Второму – Великому. Властвовавщий более 2000 лет тому назад Тигран был тем царем иполководцем который в течение своего царствования противостоял Западу (в данном случае Риму), на всем пространстве Передней Азии – Ближнего Востока. Так или иначе, его впечатляющий образ вдохновлял многих западноевропейских историков, а также деятелей литературы и искусства. Тигран Второй родился в 140 году до Р.Х. и вступил на престол Армении в 95 году, то есть ровно 2104 года назад, и царствовал сорок лет. Он был правнуком Арташеса Великого (189-160), основателя Дома Арташесидов, сыном царя Тиграна Первого, правившего между 115 и 95 гг, и отцом царя Артавазда Второго (54-34). В 83-78 годах свего правления, Тигран, в провинции Աղձնիք (Агдзник), к юго-западу от озера Ван, основал город Тигранакерт (по–армянски город "воздвигнутый Тиграном"). С более чем трёхсот тысячным населением, он был главной столицей Армении наряду с Антиохией и Арташатом. Одновременное существование трёх столиц – Арташата, Антиохии и Тигранакерта, во времена правления Тиграна Великого, уже являлось веским доказательством величия и могущества Армении. В царствование Тиграна Великого ещё в трех провинциях Армении – Гохтан, Утик и Арцах были воздвигнуты города– крепости носившие его имя, общее число которых достигaло семи. Наделённый высокими навыками государственного и военного деятеля, Тигран был покровителем искусств, в частности театра. Начатое по инициативе Тиграна Второго строительство амфитеатра эллинистического типа для постановок театральных представлений, завершилось в 69 году до Р.Х., и способствовало раннему проникновению и развитию театрального искусства в Армении.
Два царя - союзника Митридат VI и Тигран II
Тигран Второй и Митридат VI Эвпатор – царь понтийский, были союзниками в борьбе против Римской
Империи, а дочь Митридата – Клеопатра – была его женой.
Два царя - союзника Митридат VI и Тигран II
До наших дней дошли отчеканенные в царствование Тиграна золотые, серебрянные и бронзовые монеты с его
изображением и отметкой его титула "Царя царей". Очень редкие, они представляют особую ценность. На некоторых из
них на короне Тиграна, вместо традиционной восьмиконечной звезды и двух орлов изображен знак некой мистической
звезды, символизирующий небесное тело появившееся над Арменией во времена его правления, точнее, в июле и
августе 87 года до Р. Х. . Это небесное тело было ничем иным, как кометой, впоследствие названной именем
английского ученого–астронома Эдмонда Галлея (Edmond Halley, 1656-1742). По астрономическим подсчетам, эта
комета приближается к нашей планете каждые 75-76 лет. Первые упоминания о данной комете, у древних китайцев и
вавилонян, восходят к 240 году до Р.Х. В то время как вавилоняне фиксировали свои астрономические наблюдения на
глиняных плитках-табличках, древние китайцы, примерно в 300 году до Р.Х., составили первый иллюстрированный
трактат о кометах на шелковой ткани. Последнее появление кометы Галлея над Арменией произошло в канун Арцах–
Карабахских событий.
Вавилонская астрономическая табличка
о появлении Кометы Галлея
(Британский Музей)
Появление данной кометы на небе Армении в такие, важные для армян времена как годы правления Тиграна Великого –
символа мощи и процветания армян, а также в канун карабахских событий — воспринято армянами как небесное
предвестие.
Комета Галлея
Статуя великого правителя Армении всех времён, украшает сегодня вход в резиденцию Президента Республики
Армения. А законом принятым 12 июня 2002 года учрежден орден "Тигран Великий", присуждаемый за особые заслуги
перед Отечеством.
Несколько слов об операх, посвященных Тиграну.
В знаменитом, 29-и томном "Grove Dictionary of Music and Musicians" читаем :
"Tigran" was among the most successful of Scarlatti's late operas, and within a year it had been revived at
Innsbruck and Livorno. Modern critics have valued it higly too, and D. J. Grout described it as "one of the greatest , if
not the very greatest, of Scarlatti's operas".
Общеизвестно что, род итальянцев Скарлатти (Scarlatti) как и род Бахов в Германии дали человечеству целые
поколения талантливых музыкантов. Самые знаменитые из Скарлатти – это Алессандро (Alessandro, 1660-1725) и
Доменико (Domenico, 1685-1757). Алессандро – автор более 125 опер, а Доменико – 555 сонат для клавесина.
Премьера оперы Алессандро Скарлатти "Tigran, rè d'Armenia" ("Тигран, царь Армении") состоялась 17 февраля 1715
года в Театре Святого Варфоломея (Teatro San Bartolomeo) города Неаполя. Впоследствие и вплоть до наших дней
эта опера с успехом ставится на сценах главных оперных театров Европы, а в 2001 году она поставлена на сцене
оперного театра Еревана, столицы Армении.
K "тиграновской" теме обращался также другой выдающийся деятель итальянской музыки Антонио Вивальди (Antonio
Vivaldi, 1678-1741). 5 мая 1719 года в Гамбурге в зале Gänsemarkt впервые прозвучала его опера "Тигран" под
немецким названием "Die über Hass und liebe siegende beständigkeit, oder Tigranes, König von Armenien".
Великий реформатор оперного искусства, австриец Кристоф Виллибальд Глюк (Christoph Willibald Gluck, 1714-1787)
и итальянец Никколо Пиччини (Niccolo Piccini, 1728-1800), являющиеся авторами несколько десятков опер, также
были вдохновлены образом "Тиграна", и каждый из них создал оперу на этот сюжет : Глюк в 1743, Пиччини в 1761 гг.
Из дошедших до нас опер на сюжет "Тиграна" первым, в хронологическом порядке является произведение итальянца
Томазо Джованни Альбинони (Tomaso Giovanni Albinoni, 1671-1751). Его опера "Tigran, rè d'Armenia", написанная
по либретто Giulio Cesare Corradi, была поставлена в 1697 году, во время весенних празднеств Масленицы на сцене
Театра Святого Кассиана (Teatro di San Cassiano) в Венеции.
Немец по происхождению, почти всю свою жизнь проживший в Венеции Иоган Адольф Хассе (Johann Adolf Hasse,
1699-1783) является автором около 80 опер в итальянском стиле, среди которых одна – на сюжет царя Тиграна,
поставлена 4 ноября 1723 года в Неаполе, на сцене Театра Святого Варфоломея (Teatro San Bartolomeo).
Надо полагать что партитуры этих опер, двух–трехсотлетней давности, покоятся на полках различных библиотек или
находятся в частных коллекциях. Возможно, некоторые из них сохранились лишь частично, другие – потеряны навсегда.
Несколько слов о литературной основе этих опер.
В 1691 году вышло в свет произведение "La virtù trionfante dell'amore, e dell'odio, overo il Tigrane" (Добродетель,
торжествующая над любовью и ненавистью, или Тигран), автором которого являлся аббат Франческо Сильвани
(Francesco Silvani, 1660-1725(44).
В своём повествовании, почерпнутом из таких произведений Античности как "Сравнительные жизнеописания"
древнегреческого философа и биографа Плутарха из Херонеи (46-127), ("Vies parallèles" de Plutarque), и XXXVIII
книги Филипических историй Марка Юстина, римского историка I века, (le livre XXXVIII des "Histoires philippiques" de
JustinI, I siècle après J.-C.), Франческо Сильвани преподносит читателю различные аспекты истории жизни армянского
царя Тиграна. Они, в основном, носят личный характер и связаны с историей любви и брака Тиграна с Клеопатрой,
дочерью понтийского царя Митридата.
Либретто 19 из существущих опер на тему "Тиграна" было основано на этом произведении. В дальнейшем, в 1723 и
1741 годах, содержание либретто было частично изменено, но, по всей вероятности, версия Сильвани была наиболее
близка к исторической действительности.
Нижеперечисленные четыре оперы написаны по другим либретто, но под тем же названием. Это оперы :
– Альбинони, по либретто Корради (Giulio Cesare Corradi, 1650-1702).
– Бонончини, по либретто Бернардони (Bernardoni Pietro Antonio, 1672-1714).
– Скарлатти, по либретто Доменико Лалли (Domenico Lalli, 1679-1741).
– Ригини, по либретто Филистри (Filistri Antonio de, ).
Хотелось бы отметить, что сюжет оперы Георга Фридриха Генделя (Georg Friedrich Haendel 1685-1759) "Радамисто",
а не "Тигран" – как цитируется в некоторых источниках, также основан на исторических событиях происходящих в
первом веке нашей эры у берегов реки Аракс. В числе героев этой оперы, наряду с Радамисто выступают также царь
Армении Тиридат (первый) и некто "принц Тигран". "Радамисто" была первой оперой, написанной Генделем по заказу
Королевской Музыкальной Академии (Royal Academy of Music), премьера которой состоялась 27 апреля 1720 года в
лондонском Королевском Театре (King's Theatre). Можно с уверенностью утверждать что среди этих, более двадцати
опер, посвящённых Тиграну наибольшей популярностью пользуется скарлаттиевская, написанная на либретто Доменико
Лалли. Она имела успех не только в пору своих первых постановок в 18 веке, но и в дальнейшем, в 19–ом и 20–ом
веках. Среди постановок этой оперы отметим, парижскую, 1832 года, неапольскую, 1970 года. Последнее особенно
знаменательно тем, что именно в Неаполе, 255 лет назад состоялась премьера скарлаттиевской оперы.
Ниже дан хронологический список известных нам опер "Тигран", где в порядке перечисления представлены имя
композитора, автора либретто, название города, дата первой постановки и название театра.
Многие известные классики мирового искусства посвятили произведения Тиграну Великому. Среди этих имен могут быть названы следующие классики мирового искусства: Выдающийся деятель итальянской музыки Антонио Вивальди. 5 мая 1719 года в Гамбурге в зале Gänsemarkt впервые прозвучала его опера "Тигран" под немецким названием "Die über Hass und liebe siegende beständigkeit, oder Tigranes, König von Armenien".
Великий реформатор оперного искусства, австриец Кристоф Виллибальд Глюк (Christoph Willibald Gluck, 1714-1787) и итальянец Никколо Пиччини (Niccolo Piccini, 1728-1800), являющиеся авторами несколько десятков опер, также были вдохновлены образом "Тиграна", и каждый из них создал оперу на этот сюжет : Глюк в 1743, Пиччини в 1761 гг.
Из дошедших до нас опер на сюжет "Тиграна" первым, в хронологическом порядке является произведение итальянца Томазо Джованни Альбинони (Tomaso Giovanni Albinoni, 1671-1751). Его опера "Tigran, rè d'Armenia", написанная по либретто Giulio Cesare Corradi, была поставлена в 1697 году, во время весенних празднеств Масленицы на сцене Театра Святого Кассиана (Teatro di San Cassiano) в Венеции.
Немец по происхождению, почти всю свою жизнь проживший в Венеции Иоган Адольф Хассе (Johann Adolf Hasse, 1699-1783) является автором около 80 опер в итальянском стиле, среди которых одна – на сюжет царя Тиграна, поставлена 4 ноября 1723 года в Неаполе, на сцене Театра Святого Варфоломея (Teatro San Bartolomeo)
На данный момент специалистами насчитывается 24 оперы, написанные классиками мирового искусства и посвященные Тиграну Великому.
Тигран Великий - один из тех монархов, которому было посвящено больше всего опер, написанных всемирно известными
Афиша - листовка лондонского спектакля оперы "Тигран" 1767_г.
афиша листовка спектакля оперы "Тигран"
Масленица 1724 г. Рим
европейскими композиторами. И большая часть из них написана итальянскими классиками
1. А. Скарлатти "Il Tigrane ovvero L'egual impegno d'amore e di fede", (итал.)
2. Н. Пиччини "Tigrane" (итал.)
3. Т. Альбиниони "Tigrane, re d'Armenia (Giulio Cesare Corradi)", (ит.)-ALBINONI Tomaso (1671-1752), livret de
Corradi Giulio Cesare. Venise, Carnaval 1697, Teatro San Cassiano.
4. М. Бонончини " Tigran il Grande - Re di Armenia " «Тигран Великий - царь Армении», (итал.)5. Н. Риджини -
«Тигран Великий», (итал.).BONONCINI Antonio Maria (1677-1726), livret de Bernardoni Pietro Antonio. Wien,
25/07/1710, Teatro della Favorita.
5. Н. Риджини "Tigrane il Grande " (ит.)
6. П. Ламбуниани " Tigrane il Grande " (ит.)
7. Ф. Гаспарини, Ф.Конти, З.Морлонди " Tigran das GroЯe " «Тигран Великий», (нем.)
8. И.Хассе " Tigrane " «Тигран Великий», (итал.)
9. Дж. Арена " Tigrane ", (ит.)«Тигран», (итал.)
10. Л. Сантос " Tigrane ", (ит.) «Тигран», (итал.)-SANTO LAPIS (1725-1764), livret de Silvani Francesco. Prague,
1738, Sporck's Theatre.
11. Дж. Паганели " Tigrane il Grande "«Тигран Великий», (нем.)lo.-PAGANELLI Giuseppe Antonio (1710-1763),
livret de Silvani Francesco. Venise, 10/02/1733, Teatro San Angelo.
12. К. Глюк "Armida", (нем.)
13.К. Глюк - «Тигран», (итал.)-GLUCK Christoph Willibald (1714-1786), livret de Silvani Francesco. Crema,
26/09/1743, Teatro Pubblico.
14. П.Гулиелмо " Tigrane il Grande " (ит.) «Тигран Великий», (итал.)-Дж. Голла - «Тигран», (итал.)
15. Дж. Колла " Tigrane, dramma per musica di Francesco Silvani " (ит.)-COLLA Giuseppe Livret de Silvani
Francesco. Parme, Carnaval 1767, Teatro San Angelo.
16. А.Тоцци "Tigrane" (ит.)-А. Тоцци - «Тигран», (итал.)
17. И.Селониат "Tigran", (исп.)-И. Селониат - «Тигран», (итал.)
18.И. Селониат - «Тигран», (итал.)
19.Д. Скарлатти - «Тигран Великий или Помпей в Армении», (итал.)-
SCARLATTI Alessandro (1660-1725), livret de Lalli Domenico. Naples, 16/02/1715, Teatro San Bartolomeo.
20.Дж. Саотии - «Тигран», (итал.) Дж. Саотии - «Тигран», (итал.)
21. Э.Сати "Tigrane" (фр.)
22. П.Бернардони " Tigrane "(ит.)-П. Бернардони - «Тигран», (итал.)
23. Г. Гендель «Radamisto» (нем.)Г. Гендель - «Тигран Великий», (нем.)
24. А. Артамонов "Тигран Великии" (рус.)- А. Артамонов - «Тигран Великий» (рус.)
25. А.Вивальди - " "Die ьber Hass und liebe siegende bestдndigkeit, oder Tigranes, Kцnig von Armenien" (нем.)"-
CD оперы "Тигран" Ант
VIVALDI Antonio Lucio (1678-1741), livret de Silvani Francesco. Hamburg, 05/05/1719, Gänsemarkt.
26.Diverse. Livret de Silvani Francesco.
* Diverse. Livret de Silvani Francesco. Genua, Gênes, automne 1750, Teatro San Agostino.
* Diverse. Livret de Silvani Francesco. Lepzig, 1751.
* Diverse. Livret de Silvani Francesco. Hamburg, 04/05/1752, Oper bei Gänsemarkt.
* Diverse. Livret de Silvani Francesco. Venise, 07/05/1755, Teatro San Samuele.
* Diverse
По существующим в 18–ом веке обычаям, за сочинение оперы на какой либо сюжет брались одновременно несколько
композиторов. Каждый из них писал по картине или акту данной оперы. Иногда в оперу вводилась музыка из ранее
сочиненных произведений. Такая манера сочинения называлась "пастичио" (pasticcio - по итальянски).
Факт написания более двадцати опер "Тигран" в период, охватывающий более двухсот лет, говорит о несомненной
популярности армянского монарха в самых различных кругах Европы, в том числе артистических.
27.HAENDEL Georg Friedrich (1685–1759), livret de Lalli Domenico. London, 27/04/1720, King's Theatre (opera
"Radamisto").
28.HASSE Johann Adolf (1699-1783), livret de Silvani Francesco. Naples, 04/11/1723, Teatro San Bartolomeo.
28.ARENA Giuseppe (1713-1784), livret de Silvani Francesco.Venise, 18/12/1741, Teatro San Gio Grisostomo.
29.PALELLA Antonio (1692-1761), livret de Silvani Francesco. Naples, 04/11/1745, Teatro San Carlo.
30.LAMPUGNANI Giovanni Battista (1708-1788), livret de Silvani Francesco. Venise, 10/05/1747, Teatro San
Angelo.
31.CARCANI Giuseppe (?), livret de Silvani Francesco. Mailand 02/1750, Teatro Ducale.
32.PICCINI Nicola (1728-1800), Livret de Silvani Francesco. Turin, Carnaval 1761, Teatro Regio.
33.CELONIAT Ignazio (1740-1784), Livret de Silvani Francesco. Pesaro, Carnaval 1757, Teatro del Sole.
34.TOZZI Antonio (1736-1812), Livret de Silvani Francesco. Venise, 19/05/1762, Teatro San Angelo.
35 Diverse (Guglielmi (1728-1804), Lambugnani), Livret de Silvani Francesco. London, 27/10/1767, Hay Market.
36. Livret de Silvani Francesco. Florence, 26/12/1770, Teatro della Pergola.
37 Diverse. Livret de Silvani Francesco. Genua, Gênes, 1782, Teatro San Agostino.
38.RIGHINI Vincenzo (1756-1812). Livret de Filistri. Berlin, 20/01/1800, Königliches Nationaltheater.
Внутренняя и внешняя политика Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.) была подчинена важнейшей задаче — укреплению безопасности и защиты независимости Армянского государства. Вся его государственная деятельность исходила из определенной системы-доктрины военно-политических принципов, в основе которой лежала идея обеспечения оборонной и экономической мощи царства Великой Армении. Внутренняя военно-политическая направленность политики Тиграна II Великого, по своей сути, была центростремительной, активно-оборонительной, а внешняя — наступательной. Тем самым стало возможным обеспечить территориальную целостность царства Великой Армении при последовавших геополитических изменениях. Тигран II Великий продолжил цивилизаторские традиции на более широком международном поприще — развитие градостроительства, торговли и покровительство науки и искусства. Наследие Тиграна Великого в истории Армении овеяно славой предков и величайшей ответственностью за неё.
-Как твое имя? — спросил царь царей.
-Я не говорю по-армянски, — ответил на греческом полководец Евпатора.
В мгновение ока лицо Тиграна изменилось. От страшного гнева он вскочил с трона и, не смотря по сторонам, стал мерить шагами тронный зал. Потом, словно успокоившись, он опять сел на трон и, обратившись к незнакомому полководцу, спросил на греческом:
-Ты армянин?
-Да, царь царей.
-Как твое имя?
-Гектор.
-Сколько тебе лет?
-Двадцать семь.
-Ты двадцать семь лет прожил на этом свете, не зная армянского?
-Царь царей, в Понте говорят на греческом.
-Да, но ты же армянин?!
-Да, и все-таки в Понте можно жить, не зная армянского языка.
-Неужели так думают и все армяне, проживающие в Понте?
-Наверное, не все. Но своим армянским, я бы не смог достичь звания полководца у Митридата Евпатора.
-Чтобы выслуживаться у иноземного царя ты забыл свой родной язык?
-Не знаю, был ли я прав, но поступил именно так.
-Где ты родился?
-В Малой Армении.
-Вот почему Евпатор так крепко ухватился за Малую Армению. Видишь, Мамик, как мы страшно опоздали. В Малой Армении армяне отрекаются от родного языка и, чтобы добиться высоких должностей и быть обеспеченными, говорят только на греческом. Они даже меняют свои родовые имена. Почему тебя назвали Гектором?
-Не знаю, так меня назвал мой отец.
-А ты не задумывался о том, что однажды боги накажут тебя за твое предательство.
-А кого я предал, царь царей?
-Армению.
-Но я никогда не имел ничего общего с Арменией и вместе с Евпатором боролся только против римлян.
-Ты не изменил Армении?
-Нет. И в глубине души я всегда гордился тем, что Армения более могуча, чем любая страна в Азии, и нет во всем мире более великого человека, чем великий царь царей Тигран.
-Твоя лестная речь меня не радует. Если какой-либо армянин не говорит на родном армянском, то он должен быть наказан по справедливости.
-По какому закону, царь царей?
-По нашему армянскому закону. Мы пришли в этот мир с нашим армянским, и прощаться с этим миром мы должны только на армянском.